Башҡортостан РеспубликаҺы КҮмертау ҡалаҺы ҡала округыныҢ
«ҮҙӘКЛӘШТЕРЕЛГӘН КИТАПХАНАЛАР СИСТЕМАҺЫ»
муниципаль бюджет МӘҙӘНИӘТ учреждениеҺы
(БР КҮмертау ҡ. ҡо «ҮКС» МБМу)
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система»
городского округа город Кумертау
Республики Башкортостан
МБУК «ЦБС» ГО г.Кумертау РБ
453300, Республика Башкортостан, город Кумертау, улица Карла Маркса, дом 24а
тел. +7 (347-61)4-20-08; e-mail: mukcbs56@mail.ru

Особенности составления и подачи информационных материалов на сайт библиотеки: методические рекомендации

 

Развитие информационного пространства в деятельности библиотек, расширение информационного представительства в сети Интернет, осваивание библиотекарями навыков рекламной деятельности привело к необходимости совершенствования навыков работы с текстами, которые размещаются на сайте библиотек. В нашем случае к этому стоит добавить и высокую планку по посещениям, когда нам рекомендуют сделать упор на сайт.

 

Написание статей – это самый лучший способ сделать сайт интересным для пользователя, установить контакт с потенциальными пользователями, закрепить за собой статус эксперта. Чем больше качественных статей опубликовано на сайте, тем более у библиотеки повышается статус, у пользователя появляется стимул проводить больше времени на сайте, просматривать больше страниц, чаще обращаться к ресурсам библиотеки. В этой связи, овладение технологиями написания статей поможет сотрудникам библиотеки улучшить навыки работы с печатными и электронными текстами. В свою очередь, это обеспечит качество и самостоятельность в работе библиотекарей по созданию текстов разных жанров и повысит статус библиотеки в глазах пользователя.

 

  1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С СЕТЕВЫМ ТЕКСТОМ 

Будьте краткими

Исследования доказали, чем больше текстового материала содержит веб-страница, тем меньше людей обращают на нее внимание. Другие исследования доказали, что пользователи сети Интернет тратят около 4,4 секунд на чтение одной страницы, содержащей порядка ста слов. Таким образом, ученым удалось узнать, что пользователи читают не более 18% текста на странице. На основании этих данных, можно сделать вывод, что краткость – действительно сестра таланта. И если ваш текст составляет всего несколько абзацев – у него больше возможностей быть прочитанным.

 

Сделайте текст читаемым

Лишь небольшая часть посетителей сайта прочтет текст от начала до конца. Поэтому рекомендуется условно разделить статью на несколько смысловых абзацев, выделить заголовки и подзаголовки, использовать вспомогательные изображения, диаграммы, списки, отметить полужирным шрифтом ключевые слова и фразы.

Правильно компонуйте материал

Традиционный способ изложения материала предполагает, что сначала подается самая свежая, самая важная информация, за ней следуют менее значительные и интересные факты. Читатель быстро схватывает главное, может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Следите за стилем изложения

  1. В большинстве случаев для Интернета следует писать в разговорном стиле.Не используйте сложных слов и выражений без крайней необходимости.
  2. Тексты следует писатьна понятном аудитории языке.Если вам требуется написать деловую публикацию, новости, обращение, то не используйте лишних слов. Выражайтесь точно и кратко. Если же ваша работа посвящена информационно-развлекательной тематике, то тут полезно использовать «лирические отступления»: элементы юмора, примеры, сравнения и т.п.
  3. Акценты.Психология читателя такова, что обращает он больше внимание на первое и последнее. Будет замечательно, если вам удастся заинтересовать посетителя сразу на первых предложениях, что заставит прочитать весь текст до конца.

 

  1. Подтверждайтеважные моменты своей темы известными утверждениями, ссылками на источник. Это увеличивает значимость и повышает авторитет статьи.
  2. Используйте заголовки и подзаголовки. Их может быть несколько. Каждый заголовок отражает тему одной части. Это структурирует информацию и повышает легкость восприятия. С заголовков лучше начинать в качестве составления плана статьи.

 

  1. Заголовок=содержание.

Пишите о том, что вы обещали в заголовке. В противном случае, вы рискуете потерять читателей еще до того, как они доберутся до понимания излагаемых идей.

  1. Не забывайте про ключевые слова.Для правильного нахождения страницы при поиске, и вообще нахождения, следует с определенной частотой (3-5%) использовать ключевые слова. Постарайтесь сделать так, чтобы эти фразы не «резали» глаз. Встраивайте их незаметно и по смыслу. Совсем не обязательно делать это равномерно по тексту.
  2. Грамотность.Неграмотный текст придает информации недостоверный вид.

 

  1. КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ НА САЙТ 
    Начнем с основной массы сообщений на сайте – публицистической статьи. Пишется она в жанре новостной заметки. Новость должна содержать развернутый анализ одной темы, ориентированный на конкретную аудиторию.
  2. Это может быть:

– проведение массового мероприятия;

– победа, участие в конкурсе, акции, форуме и т.п.;

– новая услуга, сервис, новинка и т.д.

 

Помните: увлекательный текст о проведенном культурно-массовом мероприятии – один из способов привлечь новых посетителей на следующее мероприятие. Пишется новость по горячим следам: сегодня или на следующий день утром.

 

Как писать новости, чтобы они были аргументированными и захватывающими подскажут эти правила.

 

  1. Заголовок.При написании заголовка лучше использовать глаголы и короткие слова. Объем заголовка не должен превышать 70 знаков.
  2. Главное в новости – факт, о котором в настоящий момент знаете только Вы, и Вы можете первым о нем рассказать. Изложите факты в порядке убывания их важности: сначала самая важная информация коротко, потом подробнее детали.
  3. Помните о том, что некоторые новостные потоки веб-ресурса показывают только заголовки. Чтобы правильно начать, выделите вопрос, от которого зависит главный акцент в статье.
  4. Когда вы пишите новость, вы должны мысленно ответить себе на следующие вопросы:

Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как?

Если вы найдете ответы на все эти вопросы, значит, вы написали новость. Старайтесь уменьшать новость до трех предложений. И помните о заголовке, он должен быть – цепляющий, яркий, интересный, игровой, конкретный.

В новости основное – это «лид». «Лид» – первый абзац, в котором коротко (2-3 предложения, в каждом предложении 10-15 слов) изложена главная мысль сообщения. Задача лида – привлечь внимание читателя, заставить его читать статью. Как правило, для этого ему сообщают, что его ждет впереди, о чем статья. Для новостных, информационных материалов рекомендуется использовать прямой лид, то есть непосредственно входящий в суть событий. В идеале лид должен отвечать если не на все шесть вопросов, то хотя бы на большую его часть.

Например.
23 июля 2023 года (КОГДА) в библиотеке «Доступный город» (ГДЕ) состоялась творческая встреча (ЧТО), на которой присутствовали участники поэтического конкурса. С большим успехом (КАК) в рамках встречи состоялась презентация поэтического сборника местных авторов, посвященная юбилею города. (ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО).

 

Ошибкой многих является то, что они пытаются втиснуть все ответы в одно предложение, что делает его перегруженным, слишком длинным.

Объем в среднем должен составлять 2500 – 4500 знаков. Абзацы должны быть не большие, по 5 срок. Оставляйте пробелы между абзацами, выделяйте подзаголовки. Добавляйте 2-3 фото, видео.

Как строить лид

С ответа на главный вопрос и будет начинаться лид и, следовательно, вся статья.
КТО
В этом случае на первое место выводится личность.
Молодые сотрудники Центральной библиотеки приняли участие в конкурсе «Лучший библиотекарь года»

 

ЧТО
Этот лид подходит для тех случаев, когда событие важнее, чем персоналии.
Обратите внимание, что на первом месте в этом лиде стоит то, что было сделано.

Состоялся первый библиотечный КВН среди муниципальных библиотек города
или
Библиотека получила безвозмездно партию книг — лауреатов Национальной детской литературной премии «Детская мечта»

КОГДА
Этот лид — один из самых популярных. Принято начинать информацию со слов «сегодня» или, скажем, «14-16 октября». Такой лид должен означать, что главным в информации является ее срочность, быстрота подачи новости. Однако нужно осторожно относиться к лидам когда, ибо получается, что когда статья начинается со слов «в ближайшее время» или «в прошлом году», именно это является основным, главным в статье.
7 июля в 15.00 в Центральной библиотеке состоялся праздничный концерт «Ромашковое настроение».

В приведенном примере ясно, что важным является именно время совершения события.

 

ГДЕ
Этот тип лида фокусирует наше внимание на месте события.
В библиотеке-филиале №9 г.Кумертау создан краеведческий музей им. К.Абдулина.

ПОЧЕМУ
Лид почему употребляется в тех случаях, когда подчеркиваются мотивы события или причины, по которым данное событие имело место.

Клубу «Парус» исполняется ровно 2 года. Именно поэтому на очередном заседании клуба вас ждет встреча с юными победителями конкурса «Проба пера», а также просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Сапожки», снятого по мотивам рассказа В. М. Шукшина.

Здесь наиболее важной частью сообщения является дата создания клуба. Поэтому она и выведена в начало информации.

КАК
Интересным для библиографа Центральной библиотеки г.Кумертау оказался опыт совместной работы с сотрудниками местного архива над созданием Архива городской газеты «Кумертауское время». Данный проект предусматривал размещение тематической информации, призванной привлечь внимание читателя к истории города и газеты.

И наконец…

Бывает, что, обладая прекрасной информацией, все равно возникает вопрос, с чего начать материал, что выделить как самое главное, как взяться за лид. Это чувство знакомо многим. Для того, чтобы его преодолеть, применяется следующее упражнение: нужно представить себе, что вы обладаете сенсационной новостью, которую спешите сообщить домашним. Вы вбегаете в дом и сразу кричите … Вот то, что вы выкрикнули, и будет тем самым лидом, с которого следует начинать информацию, который привлечет внимание читателя.

Первая строка

Первая строка вашего материала должна «продавать» данную новость слушателю.
Она должна быть короткой и «ударной» («попадать в десятку»).
Ваш слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Он должен захотеть дослушать новость до конца, чтобы узнать больше.

18 июля в городской библиотеке состоялась презентация литературно-краеведческого альманаха «Башкирская глубинка».

 

Остальной текст новости

Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. Она должна сразу захватить внимание аудитории, а вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость.

И, наконец, последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.

 

Завершение новости:

Сегодня к выходу в свет готовится новый выпуск, содержание его пусть останется в секрете, а вот спонсор известен – Кумертауское авиационное предприятие.

 

Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени (объема), которым вы располагаете, а все, что не войдет, «оставить за скобками».

Проверьте правильность изложения фактов!

Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы, о чем идет речь, даже если бы никогда не слышали о данной новости раньше? Прочитайте ее еще раз, не читая два последних предложения. Все равно все понятно? Если ответом на оба эти вопроса было «Да», то, возможно, вы написали хорошо.

 

Использованные ресурсы:

  1. 22 потрясающих источника идей для написания ваших авторских тематических статей [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://livewebbusiness.ru/statji/22-potryasayushhih-istochnika-idey-dlya-napisaniya-vashih-avtorskih-tematicheskih-statey/
    2. Андропов С. Как писать статьи [Электронный ресурс] / С.Андропов.- Режим доступа: http://www.kadrof.ru/st_writing_articles.shtml
    3. Главред: как убрать стоп-слова и проверить на информационный стиль [Электронный ресурс]: [видеоурок]. – Электронные видеоданные (1 файл: 1 мин. 52 сек.). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mQg4g124S78&index=6&list=PLeDR6lYFEHWF3Eimb48YddO2vjNtSVzzt.- – Название с экрана.- Канал на YouTube Теплица социальных технологий. – Проверено.
    6. Как стать журналистом: Уроки журналистики для начинающихся [Электронный ресурс]: [сайт] / ред. сайта М.Борисова. – Режим доступа:http://www.journ-lessons.com/litra.html
    7. Самый короткий учебник по жанрам журналистки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planerka.org/articles/pisanina/10.-prevrashhaem-zametku-v-samye-izvrashhyonnye-zhanry
    8. Шардаков Д. Как написать первоклассную статью: практическое руководство из 8 шагов [Электронный ресурс] / Д.Шардаков.- Режим доступа: https://shard-copywriting.ru/atypical-copywriting/article